Блог
Разъяснение к письмам Минфина от августа 2019 года Запасы и Резервы
Вопрос от пользователей
Прошу объяснить Письма Минфина от августа 2019 года Запасов и Резервов. В частности по поводу резервов при демонтаже и при выводе из эксплуатации основных средств, при гарантийном ремонте. По поводу ведения запасов по партиями.
Ответ:
С 2020 года вступают в силу следующие стандарты:
- Запасы
- Резервы
- Концессионные соглашения
- Информация о связанных сторонах
- Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности
- Долгосрочные договоры
- Непроизведенные активы
По 1,2 и 5 стандарту из приведенного списка Минфин РФ выпустил Методические рекомендации по применению в виде писем от августа 2019г. №02-07-07/58075, 02-07-07/58716, 02-06-07/59183.
Напоминаю, что все стандарты по уровню действия находятся над Приказами Минфина РФ и под Законом 402-ФЗ. А значит противоречащие между собой пункты инструкций и стандарта трактуются в пользу формулировок стандарта. Все стандарты действуют совместно со стандартом Концептуальные основы бухгалтерского учета.
Теперь предметнее рассмотрим стандарт "Резервы":
Обратите внимание, этот стандарт содержит в себе НЕ полный перечень применяемых резервов, а только те, которые не перечислены в иных действующих и/или будущих стандартах.
- Создание резервов при демонтаже и при выводе из эксплуатации основных средств необходимо только в том случае, когда учреждение точно знает при вводе в эксплуатацию ОС, что такое событие наступит. В указанном выше Письме Минфина РФ №02-07-07/58716 приведен конкретный пример: учреждение создает объект, который по окончании выполнения функционала на нем, должен быть демонтирован и проведены иные работы по выводу из эксплуатации. Указанные условия отражены в договоре (соглашении) о его создании/строительстве. Такой резерв формируется именно в момент принятия этого ОС к учету.
Иными совами, на все подряд основные средства такой резерв создавать нет необходимости. Т.к., во-первых, стандарт не имеет обратной силы, а значит распространяется только на вновь принимаемые ОС, а во-вторых, договоров у учреждения, содержащих в себе обязательные условия демонтажа и вывода из эксплуатации, не так много - это единичные случаи. Конечно, этот вопрос необходимо в договорах мониторить, отслеживать и применять бухгалтерское суждение в части применения положений стандарта "Резервы".
- Создание резервов при гарантийном ремонте необходимо осуществлять по договорам, в которых учреждение выступает поставщиком. То есть это доходные договоры (счет расчетов 220530000). Это тоже довольно редкие случаи для большинства учреждений. В указанном выше Письме Минфина РФ №02-07-07/58716 приведен конкретный пример: учреждение производит и продает товар, на который дает гарантию 12 мес. Конечно, этот вопрос необходимо в договорах мониторить, отслеживать и применять бухгалтерское суждение в части применения положений стандарта "Резервы". Стоит отметить, что в рамках последних изменений законодательства о закупках 44-ФЗ выделена обязательная сумма обеспечения исполнения таких гарантийных обязательств для гос.учреждений в виде перечисления денежных средств.
- Ведение запасов по партиям. Ведение учета МЗ по стандарту "Запасы" по сути полностью дублирует учет МЗ по Инструкции №157н. Многое из международных стандартов учета МЗ Минфин РФ брать не стал, полагая, что у нас достаточно описано методов ведения учета для достижения необходимой достоверности данных бух.отчетности. И учет МЗ по номенклатурным группам и/или партиям существует и сейчас. Цитирую п.101 Инструкции №157н:
"101. Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п."
Стоит отметить, что выбор аналитики учета МЗ зависит еще и от отраслевой особенности, например, многие нормативные документы (приказы, положения, инструкции) в сфере медицины и фармацевтики накладывают свои требования к учету МЗ. В указанном выше Письме Минфина РФ №02-07-07/58075 приведены примеры таких групп материальных запасов. Указание партии или серии и сейчас предусмотрено при ведении учета медикаментов. При этом принимая решение об укрупнении единицы учета до партий, учреждение обязано обеспечить должный уровень сохранности и контроля над остатками МЗ.
Таким образом, как ведут сейчас учет МЗ большинство гос. учреждений так и продолжат, т.к. существенных изменений в стандарте не предусмотрено. При этом они вправе пересмотреть некоторую аналитику в учете МЗ, предварительно внеся соответствующие изменения в Учетную политику.