Консультант-методолог по бухгалтерскому учету

Блог

01.08.2016

Учет расходов будущих периодов в государственных учреждениях

Тема расходов будущих периодов очень актуальна и на сегодняшний день не часто применяется в учете. Причина – небольшое количество комментариев и рекомендаций на эту тему. Однако Приказом Минфина России от 31.12.2015г. №227н в пункт 160 Инструкции №174н внесены изменения, в которых с 2016 года расходы будущих периодов могут быть отнесены на себестоимость товаров, работ, услуг (аналогичные правки внесены и в Инструкцию №183н для автономных учреждений).

Согласно пункту 302 Инструкции № 157н затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов по дебету счета 0 401 50 «Расходы будущих периодов».

При этом расходы организации относятся к финансовому результату текущего финансового года в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Порядок признания в бюджетном (бухгалтерском) учете расходов будущих периодов регулируется в рамках учетной политики учреждения (п. 6 Инструкции № 157н).

Кроме того, исходя из положений Инструкции № 157н, учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов. Для целей управленческого учета учреждения могут предусмотреть в рамках своей учетной политики в рабочем плане счетов детализацию счета 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов» по соответствующим статьям КОСГУ.

В Инструкции №157н перечислены примеры таких расходов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся расходы будущих периодов:

  • страхование имущества и гражданской ответственности;
  • приобретение неисключительных прав пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов;
  • уплата взносов на капитальный ремонт объектов общего пользования в жилых многоквартирных домах;
  • выплата отпускных.

Рассмотрим подробнее каждый из примеров.

Услуги страхования довольно часто приобретаются государственными учреждениями. Это и страхование гражданской ответственности на автомобили, числящиеся за учреждениями (ОСАГО), и если класс автомобиля оправдывает расходы на страхование имущества, то приобретается полис КАСКО, страхование такого имущества как лифты и прочие услуги. Страхование имущества и гражданской ответственности подтверждается полисом или условиями договора. При этом подписывается сводный акт приемки-сдачи услуг на общую страховую сумму, и поэтому зачастую бухгалтеры ошибочно принимают расходы сразу на всю уплаченную страховую сумму, что не верно.

Для того, чтобы бухгалтерский и налоговый учет были в этом случае сопоставимы, всю страховую сумму на дату акта приемки-сдачи услуг отражаем на счете 040150226 «Расходы будущих периодов», а далее ежемесячно в течение срока действия полиса и/или договора списываем на себестоимость товаров, работ, услуг.

Проводки будут следующие:

№ п/п

Наименование операции

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Основание

1

Заключен договор на услуги страхования

0. 506.10.226

или 0.502.17.226

0.502.11.226

Договор на услуги страхования

2

Предоставление полиса, сдача страховых услуг

0.401.50.226

2.302.26.730

Акт приемки-сдачи страховых услуг

3

Приняты денежные обязательства по услугам страхования

0.502.11.226

0.502.12.226

Акт приемки-сдачи страховых услуг

4

Периодическое (например, ежемесячное) начисление оказанной страховой услуги по сроку действия полиса/договора

0.109.00.226

0.401.50.226

Полис/договор и справка-расчет, бухгалтерская справка 0503833



Сумма проводки в строки 4 таблицы рассчитывается бухгалтером по методу, выбранному в учетной политике.

Приобретение неисключительных прав пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов также довольно часто встречается в учете государственных учреждений. Это лицензии на всевозможное программное обеспечение (ПО) (КОСГУ 226 или если ПО для электронного документооборота, то КОСГУ 221), ключи электронно-цифровых подписей и пр. Когда действие неисключительных прав по условиям договора прописано на весь срок использования ПО, то оправдано сразу всю сумму принять в расходы, т.к. срок неограничен. Но если срок действия прав ограничен и затрагивает другие финансовые и налоговые периоды, то имеет смысл принимать равномерно данные виды затрат. Ежеквартально, ежегодно или ежемесячно – решать бухгалтерам и отразить это необходимо в учетной политике.

Рассмотрим проводки:

№ п/п

Наименование операции

ДЕБЕТ

КРЕДИТ

Основание

1

Заключен договор на предоставление неисключительных прав

0. 506.10.221(226)

или 0.502.17.221(226)

0.502.11.221(226)

Договор на предоставление неисключительных прав

2

Предоставление лицензии на право пользования, сдача услуг

0.401.50.221(226)

2.302.21(26).730

Акт приемки-сдачи услуг

3

Приняты денежные обязательства по услугам предоставления неисключительных прав

0.502.11.221(226)

0.502.12.221(226)

Акт приемки-сдачи услуг

4

Периодическое (например, ежемесячное) начисление услуг использования ПО

0.109.00.221(226)

0.401.50.221(226)

Лицензия на ПО/договор и справка-расчет, бухгалтерская справка 0503833



Сумма проводки в строки 4 таблицы рассчитывается бухгалтером по методу, выбранному в учетной политике.

Уплата взносов на капитальный ремонт объектов общего пользования в жилых многоквартирных домах начиная с 1 июля 2015 года осуществляется государственными учреждениями, на балансе которых есть помещения в таких домах. Согласно Письма Минфина России от 10.08.2015г. № 02-07-07/46003 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по перечислению взносов на капитальный ремонт в фонд капитального ремонта" данные взносы необходимо относить на расходы будущих периодов. Но тут, учитывая статус письма Минфина России, как носящее рекомендательный характер, на месте бухгалтеров считаю необходимым закрепить отражение таких взносов в учетной политике. А проблематика тут состоит в том, что после проведения капитального ремонта многоквартирного дома, который по срокам произойдет спустя несколько лет, акт об оказанных услугах собственнику не предоставят, да и в акте не будут расписано подробно какой взнос от какого плательщика на какую часть работ потрачен.

В дополнение Минфин России разместил еще одно Письмо Минфина России от 25.01.2016г. №02-05-11/2678, в котором сказано, что информация (сведения) о расходовании средств согласно положениям статей 177 и 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, должна быть предоставлена банком, в котором открыт специальный счет, и владельцем специального счета, либо региональным оператором по требованию (запросу) собственников помещений. Из вышесказанного получается, что сформировать расходы будущих периодов учреждение сможет, а на основании чего и как на практике списать эти расходы на себестоимость – вопрос неоднозначный.

Поэтому считаю оправданным выбор в учетной политике списание на себестоимость товаров, работ, услуг в периоде уплаты взносов, то есть в дебет счета 010900225 «Затраты на содержание имущества» по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

В заключение считаю необходимым обозначить проблематику автоматизации учета расходов будущих периодов. В настоящий момент на рынке программных продуктов для бухгалтерского учета государственных учреждений учет расходов будущих периодов можно сказать не автоматизирован, то есть единственный вариант бухгалтеру занести самостоятельно необходимые проводки, сделать калькуляцию и пропорциональное списание расходов. Будем надеяться, что разработчики программ в ближайшем будущем реализуют этот вид учета.